Przeglądaj źródła

03 Loops and Arrays begin

me@helium 8 lat temu
rodzic
commit
6b6ff94fa8
1 zmienionych plików z 302 dodań i 0 usunięć
  1. 302 0
      03.md

+ 302 - 0
03.md

@@ -0,0 +1,302 @@
+# Занятие 3. Циклы и массивы.
+
+## Отладка
+
+**Developer Tools** содержит в себе множество средств отладки кода. Для хорошего понимания управляющих конструкций (**условий** и **циклов**) полезно
+разобраться с **пошаговой отладкой** - выполнением кода по шагам. Это позволяет увидеть, какие блоки кода выполняются или не выполняются в условных 
+операторах и каковы значения переменных в каждый момент времени выполнения кода.
+
+Для начала пошаговой отладки устанавливается **точка останова** - строка кода, с которой обычный режим выполнения прерывается и начинается отладка по шагам.
+В **Developer Tools** найдите вкладку *Source*, в ней свой файл c кодом, и кликните на номере нужной строки слева от текста кода. 
+
+Если вы используете [repl.it](http://repl.it), другие **онлайн-IDE** или **console**, то у вас будут определенные сложности с нахождением 
+вашего кода и строки в нём. Поэтому вы можете вставить ключевое слово `debugger` в ваш код - это работает так же, как **точка останова** на 
+строке в Developer Tools.
+
+### Отладка по шагам.
+
+**Пошаговая отладка** позволяет детально заглянуть в процесс выполнения вашего кода - вы можете узнать всё ли работает так, как нужно, в любой строке и таким
+образом упростить поиск логических ошибок в коде. Основные операции:
+- **Step over next function call** (**F10**) - следующий шаг/оператор в вашем коде. После выполнения каждой команды вы можете ознакомится со значениями
+переменных, наведя на них курсор мыши, написав их в консоли, или же используя вкладку Watch
+- **Resume script execution** (**F8**) - переход из режима отладки по шагам в обычный режим выполнения кода. Таким способом вы пропускаете хорошо отлаженные 
+части кода. Этот режим может быть прерван следующей **точкой останова** или ключевым словом `debugger` в коде.
+
+### Пошаговая отладка и консоль.
+
+Очень удобно использовать консоль и пошаговую отладку одновременно. Консоль предоставляет все переменные и их текущие значения, которые сейчас есть в
+отлаживаемом коде, таким образом вы можете поэкспериментировать с этими значениями и, например, запустить из консоли следующий проблемный оператор в коде
+или его часть для нахождения логической ошибки.
+
+### Задание 1
+
+Поиграться с вашим ДЗ, добавив туда точки останова, и посмотреть, чему равны переменные и как ведут себя `if` и `switch` в зависимости от значения переменных.
+
+## Циклы.
+
+**Цикл** - последовательность операторов, которая повторяется.
+
+**Цикл** состоит из: 
+- тела цикла, т. е. блока кода, который повторяется, 
+- условия, которое проверяется перед очередным повтором цикла.
+
+Однократное выполнение тела цикла называется **итерацией**.
+
+### Ключевые слова `break` и `continue`.
+
+Эти ключевые слова применяются в теле и позволяют изменять логику работы цикла:
+
+- `break` обрывает выполнение цикла в любом месте тела  - программа продолжается после цикла;
+- `continue` обрывает выполнение текущей *итерации* и начинает следующую итерацию.
+
+### Цикл `while`
+
+Цикл `while` выполняется, пока условие истинно и прекращает свое выполнение как только условие становится ложно:
+
+```javascript
+var password = '';
+var rightPassword = 'qwerty';
+
+while (password != rightPassword){ //Пока пароль не равен верному...
+	password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
+} //возвращаемся на while (....)
+```
+
+Цикл `while` в некотором смысле схож с `if` - тело выполняется если условие верно; однако `if` выполняет тело однократно, а `while` выполняет
+тело *пока* условие верно.
+
+
+#### `break`
+
+```javascript
+var password = '';
+var rightPassword = 'qwerty';
+
+while (password != rightPassword){ //Пока пароль не равен верному...
+	password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
+	if (password == null){ //пользователь нажал отмену...
+		break; //прерываем цикл
+	}
+}
+```
+
+#### `continue`
+
+```javascript
+var user 	  = '';
+var rightUser     = 'admin';
+var password 	  = '';
+var rightPassword = 'qwerty';
+
+while (user != rightUser || password != rightPassword){ //Пока пользователь не равен верному или пароль не равен верному...
+	user     = prompt('Введите имя пользователя:', ''); //спрашивать пользователя
+	if (user != rightUser){ //нет смысла спрашивать пароль, если пользователь неверный, поэтому...
+		continue;      //новая итерация.
+	}
+	password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
+}
+```
+
+### Цикл `do ... while`
+
+Этот цикл называется циклом с *постусловием*, то есть проверка условия выхода из цикла происходит не *перед* а *после* выполнения тела цикла. Таким образом,
+цикл с *постусловием* выполняется **хотя бы один раз**. Для нашего примера этот цикл подходит лучше, чем обычный `while`. Почему?
+
+```javascript
+var password = '';
+var rightPassword = 'qwerty';
+
+do{ 
+	password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
+}while (password != rightPassword) //Пока пароль не равен верному...
+```
+
+### Цикл `for`
+
+Это самый сложный и мощный цикл, в синтаксисе заголовка которого, кроме условия, присутствуют еще и другие операции:
+- инициализация, т. е. то, что делается перед началом цикла
+- условие продолжения (как в `while`)
+- операции, которые выполняются после каждой итерации
+
+В общем виде цикл `for` выглядит так:
+```javascript
+for (init1,init2,...;condition;iter1,iter2...){
+....
+}
+```
+
+Где:
+- `initN` - это те или иные инициализирующие операторы, которые выполняются *перед* началом выполнения цикла
+- `condition` - условие продолжения
+- `iterN` - операции, выполняющиеся после какждой *итерации*
+
+```javascript
+for (var i=0;i<10;i++){
+	console.log(i);
+}
+```
+
+Этот цикл считает от 0 до 9, каждую итерацию выводя значения i в консоль.
+**Вопрос**: чему будет равен i после цикла?
+
+#### Задание
+Напишите аналогичный цикл `while`
+
+```javascript
+for (var i=10,str="";i>0;i--,str+="#"){
+	console.log(i, str);
+}
+```
+
+**Вопрос**: чему будет равен i и str после цикла?
+#### Задание
+Напишите аналогичный цикл `while`
+
+Таким образом становится ясно, что `for` - не более чем сокращенная форма `while`, или, другими словами, *синтаксический сахар*. 
+
+### Вложенные циклы
+
+**Циклы** могут быть *вложенными*, т. е. исполняться один внутри другого. В таком случае на **каждую** *итерацию* внешнего цикла приходятся *все* *итерации*
+вложенного. Такие циклы часто употребляются для работы с дву- и более мерными данными или отображениями (таблицы, картинки, массивы и так далее)
+
+Например:
+
+```javascript
+var i = 'a';
+var str = "";
+for (j=0;j<10;j++){
+	str += i;
+}
+console.log(str);
+```
+Таким образом мы можем создать строку любой длины с любым символом. А теперь оборачиваем этот цикл внешним:
+
+```javascript
+for (var i=0;i<10;i++){
+	var str = "";
+	for (j=0;j<10;j++){
+		str += i;
+	}
+	console.log(str);
+}
+```
+
+#### Задание
+
+Напишите вложенный цикл, который будет создавать HTML для таблицы умножения. Используйте тэги `table`, `tr`, `td`. Таблица должна создаваться в
+строковой переменной. Для вывода этой переменной используйте `document.write`.
+
+
+## Массивы
+
+**Массив** - это упорядоченная структура данных, состоящая из нумерованных ячеек. Нумерация идет от 0. Например строка (`String`) - массив символов.
+Доступ к ячейкам массива происходит по её номеру в квадратных скобках:
+
+```javascript
+var myName = "asmer"
+myName[0]
+myName[4]
+myName.length
+```
+Для оперирования с массивами зачастую используются циклы.
+
+#### Задание
+Выведите какую-либо строку побуквенно, используя цикл `for`. Длина массива или строки находится в свойстве `length`.
+
+### Определение массива
+
+Массивы можно определять несколькими способами
+```javascript
+var oopWay = new Array(1,2,3);
+var inlineWay = ["some", "other", "array'"];
+```
+
+### Операции с элементами массива
+В общем те же самые, что и с обычными переменными. Просто не забудьте добавить квадратные скобки и индекс (номер элемента):
+
+```javascript
+var oopWay = new Array(1,2,3);
+var inlineWay = ["some", "other", "array'"];
+
+oopWay[0]++
+oopWay[2] = oopWay[0] - oopWay[1]
+inlineWay[3] = inlineWay[0] + inlineWay[1] + inlineWay[2]
+```
+
+Для обхода всего массива используйте цикл `for`:
+```javascript
+for (var i=0;i<arr.length;i++){
+    //какие-то операции с arr[i]
+    console.log(arr[i])
+}
+```
+
+#### Задание
+Перепишите 
+```javascript
+inlineWay[3] = inlineWay[0] + inlineWay[1] + inlineWay[2]
+```
+так, что бы можно было сконкатенировать массив с любым количеством элементов, используя цикл `for`.
+
+### Присвоение, сравнение, копирование массивов и различия со строками.
+
+В отличие от всех тех типов, которые вы видели ранее, массивы ведут себя как полноценные *объекты*. Это значит, что при присвоении переменных, содержащих
+массив, создание нового массива **не** происходит, и переменная ссылается на тот же массив:
+
+```javascript
+a = b = [1,2,3]
+//[1, 2, 3]
+a == b
+//true
+a[0] = 500
+//500
+a
+//[500, 2, 3]
+b
+//[500, 2, 3]
+```
+
+Для создания копии массива (чего обычно ожидают от присвоения), существует метод `slice`:
+```javascript
+a = b.slice()
+//[500, 2, 3]
+a
+//[500, 2, 3]
+a[0] = 1
+//1
+b
+//[500, 2, 3]
+a
+//[1, 2, 3]
+a == b
+//false
+```
+
+Однако копия не равна оригиналу несмотря на одинаковое содержимое:
+```javascript
+a
+//[1, 2, 3]
+b
+//[500, 2, 3]
+b[0] = 1
+//1
+b
+//[1, 2, 3]
+a == b
+//false
+```
+
+Пустой массив равен false:
+```javascript
+[] == false
+//true
+!![]
+//true эта проверка не работает для объектов, кроме null
+false == []
+//true
+[] == []
+//false ведь это два разных массива
+```
+
+
+### Практикум по методам класса Array