# Условия, Boolean, Логические операторы ## **Присвоение** ## Типы данных JS ### Числа. Вы уже знакомы с числами: ```javascript var b = 5 var c = 6.57 var myPi = Math.PI ``` В JS для целых и дробных существует единый тип `Number`. Так же этот тип имеет специальные значения `NaN` (Not A Number) и `Infinity` (бесконечность). ```javascript 4/"asdf" // бессмысленное выражение, как результат - NaN ``` ```javascript 15/0 // на ноль делить нельзя, но в высшей математике - можно :-) ``` ### Строки Строка - тип `String`. Некое множество символов. Для перевода строки в число используйте `+` или `parseInt` ( для целых ) или `parseFloat` ( для чисел с дробной частью ) ```javascript var someString = "foo"; var concatenatedString = someString + " bar"; var stringWithNumberInside = "123"; var integerNumberByString = +stringWithNumberInside; var floatNumberByString = parseFloat("-15.15"); ``` ### Boolean `true` (правда) или `false` (ложь) В основном используется для двух задач: - Та или иная переменная-флаг для внутреннего использования. Например `isLoggedIn` может показывать залогинен пользователь на сайте или нет: ```javascript var IsLoggedIn = true var IsLoggedIn = false ``` - Как результат той или иной логической операции: ```javascript var isLoggedIn = (password == rightPassword) && (login == rightLogin) //пользователь залогинен, если пароль и логин совпадают с верными var isUserOldEnoughToSeeTheAdultVideos = age > 18 // пользователь может смотреть видео, если ему больше 18 лет. ``` Логическое выражение может использоваться в условиях, которые делают или не делают определенные операции в зависимости от истинности условия. ### Object Объект. Сложная структура данных, которая в одной переменной может объединять данные других типов и операции над ними. Будет рассмотрено на следующих занятиях. ```javascript var person = { name: "Ivan", surname: "Ivanov", age: 25 } ``` ### `undefined` Если что-то в Javascript не определено, то это, обычно, `undefined`: ```javascript var a; //значение a - undefined ``` `undefined` - это и тип, и единственное его значение. ### `null` `null` - в целом аналогичен `undefined`, но предназначен для использования его программистом. Т. е. если вы хотите пометить переменную как *пустую* - используйте `null` ## Операции сравнения и булевы операции. Каждая переменная или *литеральное значение* могут быть предметом сравнения с другими значениями: ### Равенство ```javascript 1 == 2 1 != 2 1 == 1 1 != 1 "text" == 5 "text" != 5 "text" == "Text" "text" == "text" true == "true" true == false false == 0 false === 0 "" == false "" !== false ``` ### Больше, меньше... ```javascript 5 > 6 6 > 5 5.0 >= 5 "a" < "b" "b" <= "a" ``` Результатом таких операций является значение типа `Boolean`, то есть `true` или `false` ### Логические операции #### **Не** `!` ```javascript 5 == 5 5 != 5 !true !false !(5 == 5) !(5 != 5) !!0 ``` Как видите, **не** позволяет инвертировать булево значение. *Двойное не* позволяет получить *приведенное к типу* `Boolean` значение переменной. #### **Или** `||` **Или** позволяет объединять несколько булевых значений в одно, по следующей логике: **Если A или B истинно**, то результат - истина. Иначе - результат ложный: ```javascript var isDrunk = isDrunkByBeer || isDrunkByVodka //если пили или водку, или пиво, все равно пьяные :-) var isFlyable = isFly || isBird || isAircraft //что-то может летать, если это нечто - самолет, муха или птица, не важно что это. ``` Таблица истинности: | A | B | результат | | ------ | ----- | --- | | false | false | false | | **true** | false | **true** | | false | **true** | **true** | | **true** | **true** | **true** | #### **И** `&&` **И** требует что бы ВСЕ операнды были истинны, иначе результат ложен: ```javascript var isBodun = isDrunkByBeer && isDrunkByVodka //если пили и водку, и пиво, то бодун :-) var isYoung = age > 16 && age < 30 // человек молод от 16 до 30. ``` Таблица истинности: | A | B | | | ------ | ----- | --- | | false | false | false | | **true** | false | false | | false | **true** | false | | **true** | **true** | **true** | ### Порядок выполнения логических выражений Логические выражения выполняются *оптимальным способом* слева направо. То есть, если в **ИЛИ** попался `true`, то следующая часть выражения даже не будет обрабатываться. **ИЛИ** ищет `true`, и, когда находит, экономит ресурсы компьютера, *сразу же* возвращая true как результат выражения. **И**, напротив, "ищет" `false`. То есть, если найден `false`, то нет смысла далее обрабатывать выражение - оно, так или иначе, будет `false`. Учтите, что `||` и `&&` возвращают **не** `true` или `false` (значение булевского типа), а значения подвыражения как оно есть: Как `false` интерпретируются: - `false` - `0` // 0 как число - `""` //пустая строка - `null` - `undefined` - `NaN` Как `true` интерпретируются все остальные значения, в том числе: - `Infinity` - `-Infinity` - `"0"` //строка не пуста. однако +"0" уже 0 как число, а значит false - `{}` //пустой объект - всё равно `true` - `[]` //пустой массив `[] == false`, но в остальных случаях работает как true **Для проверки используйте** `!!`, двойное отрицание: `!!null` равен `false`, таким образом мы можем почти всегда проверить как интерпретируется то или иное значение. В общем случае объект является `true`, за исключением `null` и `[] == false` Рассмотрим на [примерах](https://jsfiddle.net/qrjarv4m/13/) ### `if` `else` Любое значение, которое может быть приведено к типу `Boolean` может стать условием для условного оператора `if-else`: Синтаксис: ```javascript if (cond){ //if cond is true } else { //if cond is false } var age = prompt("Сколько вам лет?",""); if (+age < 18){ alert("Рано вам еще"); } else { alert("Смотрите на здоровье"); } //если у вас ОДИН оператор в блоке if или else, вы можете не использовать фигурные скобки: if (+age < 18) alert("Рано вам еще"); else alert("Смотрите на здоровье"); //но учтите: ";" - тоже оператор: if (+age < 18) alert("Рано вам еще"); else; alert("Смотрите на здоровье"); //эквивалентно: if (+age < 18) alert("Рано вам еще"); else{ ; } alert("Смотрите на здоровье"); // т.е. последний alert будет срабатывать ВСЕГДА. ``` Ставьте фигурные скобки **всегда**, и избавите себя от лишней траты времени на отладку :-) `if` может быть так же применен без `else`: ```javascript var answer = confirm("будешь кексик?"); if (answer){ alert("кушай на здоровье"); } alert("пока"); ``` ```javascript var age = +prompt("Сколько вам лет?",""); if (age < 18){ alert("школьник"); } else if (age > 18 && age < 30){ alert("молодеж"); } else if (age > 30 && age < 45){ alert("зрелость"); } else if (age > 45 && age < 60){ alert("закат"); } else if (age > 60){ alert("как пенсия?"); } else { alert("то ли киборг, то ли ошибка"); } ``` **Задание**: Добавьте условие отрицательного возраста в пример выше. Расставьте недостающие (но *синтаксически* необязательные) фигурные скобки. ```javascript var str = prompt("Поговори со мной!!!!",""); if (str){ alert("Ты такой милый " + str); } else { alert("Козёл!!!!!11"); } ``` ### Тернарный оператор Данный оператор позволяет сократить пару `if-else` в некоторых ситуациях: ```javascript var text = confirm("Нажмите что-нибудь") ? "Вы нажали Yes" : "Вы нажали No"; alert(text); var text = confirm("Да, Нет, Наверное") ? "Да" : (confirm ("Нет или Наверное?") ? "Нет" : "Наверное") // вложенный тернарный оператор alert(text); ``` ### `switch` `switch` позволяет выполнять определенные блоки кода в зависимости от значения выражения: ```javascript var color = prompt("Введите цвет",""); switch (color){ case "red": document.write("
красный
"); break; case "black": document.write("
черный
"); break; case "blue": document.write("
синий
"); break; case "green": document.write("
зеленый
"); break; default: document.write("
Я не понял
"); } ``` `break` в `switch` обеспечивает переход на конец конструкции `switch` (т. е. на код, следущий за `}`). Если `break` не поставить, то можно объединить несколько `case` в один: ```javascript var color = prompt("Введите цвет",""); switch (color){ case "red": document.write("
красный
"); case "black": document.write("
черный
"); break; case "blue": document.write("
синий
"); case "green": document.write("
зеленый
"); break; default: document.write("
Я не понял
"); } ``` В примере выше "red" будет рисовать и "red" и "black", "blue" так же объединится с "green". Однако "black" и "green" будут работать так же как и ранее.