Как можно было заметить, компьютеры сильны именно в однотипных задачах, и делают простые задачи очень быстро. Связанные друг с другом однотипные задачи
обычно
повторяются в циклах (однотипные операции над массивами данных, статистические задачи, отрисовка повторяющихся данных на экране и так далее). Так же есть
задачи по требованию, которые могут пригодится в любом месте кода. Например: prompt
, alert
, Math.random
и прочие встроенные функции, которые
являются подпрограммами, содержащими в себе программный код, вызываемый для решения определенной задачи. Я думаю понятно, что данные возможности
не являются возможностями аппаратуры, а воплощены на программном уровне.
Don't repeat yourself. Один из основопологающих принципов разработки. Суть в том, что в процессе программирования вы должны минимизировать повторяющиеся части кода, которые делают почти одинаковые задачи; так как копипаста в коде приводит к дублированию отладки, да и вообще некрасиво это :-)
Keep It Simple, Stupid. Решайте задачи самым простым способом.
Отладка кода вдвое сложнее, чем его написание. Так что если вы пишете код настолько умно, насколько можете, то вы по определению недостаточно сообразительны, чтобы его отлаживать. — Brian W. Kernighan.
Зачастую эти принципы противоречат друг другу; уменьшение объема кода требует более мощных и сложнее отлаживаемых средств языка; однако в долгосрочной перспективе принцип DRY полезней, чем простота кода (KISS).
var surname = prompt("Введите фамилию","")
if (surname === null || surname === ""){
surname = "Иванов"
}
var name = prompt("Введите имя","") || "Иван"
var fathername = prompt("Введите отчество","") || "Иванович"
Это наш пример, который спрашивает у пользователя ФИО ИЛИ берет эти параметры по умолчанию. Как видите, алгоритм ввода ФИО однотипен, и его
неплохо было бы выделить в функцию. Ко всему прочему, несмотря на эквивалентность алгоритма, surname
вводится кодом, отличающимся от
ввода name
и fathername
, что усложняет модификацию и отладку кода.
Порассуждаем о функциях, какие свойства должны быть у них, что бы они обеспечивали прозрачную работу в комбинации с другим кодом и не имели непредсказуемых побочных эффектов для кода, который их использует.
Функция - подпрограмма, которая принимает определенные параметры при вызове, выполняет определенный код, и возвращает выполнение кода в место вызова, опционально (не обязательно) вернув результат работы в место вызова.
Свойства функции, которые сделали её такой полезной для написания программ:
function d()
{
debugger;
}
alert("before d");
d()
alert("after d");
d()
Для входа и выхода из функции используются F11
и Shift-F11
в Developer Tools при пошаговой отладке
var surname = "Петров";
function readSurname()
{
surname = prompt("Введите фамилию","")
if (surname === null || surname === ""){
surname = "Иванов"
}
}
alert(surname);
readSurname();
alert(surname);
Для решения этой проблемы используется концепция области видимости - правильно объявленная переменная
в функции (через var
) существует только в функции и создаются каждый раз при вызове функции; внешние же переменные с таким же именем остаются
нетронутыми
var surname = "Петров";
function readSurname()
{
var surname = prompt("Введите фамилию","") // ТУТ
if (surname === null || surname === ""){
surname = "Иванов"
}
}
alert(surname);
readSurname();
alert(surname);
confirm
, prompt
, alert
.
Задание: Каковы параметры и какой у них смысл в вышеуказанных встроенных функциях?var surname = "Петров";
function readWithDefault(promptText, promptDefault, somethingDefault)
{
var something = prompt(promptText,promptDefault)
if (something === null || something === ""){
something = somethingDefault;
}
alert("something: " + something);
}
alert(surname);
readWithDefault("Введите фамилию","","Иванов");
var surname = "Петров";
function readWithDefault(promptText, promptDefault, somethingDefault)
{
var something = prompt(promptText,promptDefault)
if (something === null || something === ""){
something = somethingDefault;
}
return something;
}
alert(surname);
var name = readWithDefault("Введите имя","","Иван");
alert(name);
Обратите внимание, что первый alert
происходит ДО включения пошаговой отладки. Это говорит о том, что определение функции НЕ вызывает её.
Код функции работает только после вызова, который происходит по d(). Для вызова надо указать в коде имя функции и скобки после имения (с параметрами
или без оных)
function d()
{
debugger;
}
alert("before d");
d()
alert("after d");
Определение начинается с ключевого слова function
, после которого идет имя функции и параметры в скобках через запятую. Далее идет блок кода функции
в фигурных скобках. В отличие от if
, else
и циклов, фигурные скобки обязательны.
Как и переменным, функциям нужно давать осмысленные названия. Только учтите, что переменные - существительные кода, а функции - глаголы кода.
Когда в коде упоминается имя функции со скобками и, возможно, параметрами происходят следующие действия:
var
попадают в локальную область видимости функции, не перекрывающую внешнюю область видимости.return
или окончания кода функции (закрывающей фигурной скобки). return
прерывает выполнение функции, более того,
с помощью return
происходит возврат значения функции, которое подставляется на место вызова функции. Таким образом функция ведет себя как
переменная для чтения. Если функция ничего не возвращает, то, на самом деле, она возвращает undefined
function sqr(a){
alert("Вы передали:" + a);
return a*a;
alert("Этот код не выполнится");
}
var sqr1 = sqr(5)
var otherVar = 2;
alert("Сумма квадратов: " + (sqr1 + sqr(otherVar + otherVar)));
Параметры функции перечисляются в скобках после имени через запятую. Параметры - это переменные области видимости функции, в которые попадают вычисленные значения, передаваемые при вызове. Таким образом функции получают данные из внешнего кода.
В Javascript количество параметров при определении и при вызове может отличаться. В таком случае непереданные параметры равны undefined
:
debugger;
function add(a,b)
{
a = a || 0;
b = b || 0;
return a + b;
}
alert(add())
alert(add(1));
alert(add(2,3));
Если же параметров больше, чем указано в определении функции, то ошибки тоже не происходит. Для доступа к остальным полям существует псевдомассив
arguments
.
debugger;
function add(a,b)
{
console.log(arguments)
a = a || 0;
b = b || 0;
return a + b;
}
alert(add(4,5,6))
alert(add(4,5,6,7));
prompt("Введите число", "0");
prompt("Введите число");
Задание
Используя перебор массива arguments
циклом for
, сделайте функцию, которая складывает любое количество параметров
Для возврата значения используется return
. У него три основных свойства:
return
вычисляется в контексте функции:debugger;
function add(a,b)
{
return a + b;
}
alert(add(3,4))
после чего значение попадает в место, где функция была вызвана (в alert
)
return
без параметра возвращает ничего, т. е. undefined
:debugger;
function bigAndWeirdFunction()
{
var somethingBad = Math.random() > 0.5;
if (somethingBad){
alert("Something bad happens");
return;
}
alert("All OK!");
}
bigAndWeirdFunction();
bigAndWeirdFunction();
bigAndWeirdFunction();
console.log
и return
При отладке вы видите в одной консоли вычисленное значение выражения (например 2 + 2
или prompt("Введите число")
) и вывод console.log
.
console.log
просто выводит текст в консоль, как document.write
- в окно браузера, далее вы с этим ничего не можете сделать (почти).
Выражение же может быть вставлено в код и являться частью другого выражения:
2 + 2
var a = 2 + 2
prompt("Введите число");
var num = prompt("Введите число");
var b;
b = console.log(a); //неработает, метод log объекта console возвращает undefined, т. е. ничего
b = a; //работает
Что бы отличить результат выражения от вывода console.log, отметьте что возле значения выражения есть знак <.