01.md 12 KB

Введение

Алгоритмы и Блок-схемы

Все в программировании структурировано, подчиняется логике, алгоритмизированно.

Написание программы требует в первую очередь не знания языка, а умения строить логические цепочки, связывать события между собой, т.е. строить алгоритмы.

Для построения алгоритмов рекомендуется использовать блок-схемы. Первое время студентам настоятельно рекомендуется строить блок-схемы даже для самых простых задач, далее - только для тех, которые кажутся им сложными.

Блок-схемы

Блок-схемой называется графическое представление алгоритма. В блок-схеме шаг или последовательность шагов алгоритма представляется в виде блока, а между блоками устанавливаются связи.

Начало и конец алгоритма изображаются скругленными прямоугольниками, обычные действия - прямоугольниками, условия - ромбами, ввод и вывод данных - параллелограммами. Для более подробного ознакомления с блок-схемами читайте википедию на эту тему, и см. правило 2.

Для примера построим блок-схему алгоритма написания программы. Рекомендуется использовать Google Drawings (для этого создаем почту gmail, заходим на google drive, new->more->google drawings document)

Блок-Схема

Код и данные

Алгоритм, и, следовательно, программа его реализующая, включает в себя те или иные операции (код) над разнообразными данными.

2 + 2

В примере выше данными являются числа 2, кодом - оператор "+"

REPL

REPL (от англ. read-eval-print loop — цикл «чтение — вычисление — вывод») — форма организации простой интерактивной среды программирования в рамках средств интерфейса командной строки. википедия

REPL позволяет выполнять небольшие простые части кода (обычно часть строки-несколько строк) и сразу же видеть результат работы этого кода. Это очень удобно при изучении новых языков программирования, а также для экспериментов и отладки. Разобравшись с чем-то новым с помощью REPL строки кода могут быть добавлены в бОльшую программу.

Что происходит в REPL?

  • Ввод строки на языке программирования. Текст считывается с того или иного поля ввода
  • Выполнение этого кода, получение результата
  • Вывод результата или ошибки как ответа пользователю.

Вы в любой момент можете взять интересующую Вас часть кода и проверить в REPL

Переменные, типы данных, базовые операции, скобки, выражения

Переменные

Переменной называется поименованная область в памяти, где хранятся данные. Переменная является ярлыком, меткой для определенной структуры данных определенного типа в оперативной памяти. Для того, чтобы создать переменную и записать в нее значение, используется оператор присвоения (=). Переменная может получать свое значение из других переменных с помощью операций над ними или другого кода. В целом можно сказать что код пишется для того, что бы одни данные (представленные в коде переменными) преобразовать к другим данным, которые нужны в результате исполнения программы.

Типы данных

Тип данных (тип) — множество значений и операций на этих значениях. Все виды данных в языках программирования можно отнести к двум группам: скалярные (простые) типы данных и структурированные (составные) типы данных.

Скалярные типы данных

  • Number (число)
  • Boolean (true или false)

Составные типы данных

  • String (строка)
  • Object (объект)

и другие.

На этом уроке мы работаем только со скалярным типом данных Number (число) и структурированным типом данных String(строка), представляющим собой последовательность символов. Подробнее структурированные типы данных будут рассмотрены на следующих уроках.

Далее представлены переменные различных типов:

var hands                = 2; //количество рук
var fingersOnTheHand     = 5; //количество пальцев на руках
var fingersOnTheFoot     = fingersOnTheHand //на ногах - столько же 
var foots                = 2; //количество ног

var isEvening            = true //сейчас вечер? - истина
var isSkyRed             = false //небо красное? - ложь

var alphabet             = "abcdefghijklmnopqrstuvwxyz" //строка с алфавитом
var capitalizedAlphabet  = "ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ" //СТРОКА С АЛФАВИТОМ

Нестрогая динамическая типизация

Javascript - язык со нестрогой динамической типизацией.

Динамическая типизация означает, что одну и ту же переменную можно сначала инициализировать строкой, потом числом, потом булевым значением, и так далее. Языки со статической типизацией, как язык C, Java, подобного не позволяют.

Нестрогая типизация означает, что язык может сам определять и менять тип переменной в зависимости от контекста. К примеру, строка "1" может быть интерпретирована как число 1 в математических операциях, абсурдных для строки. У этого есть плюсы и минусы, однако надо быть аккуратным в использовании таких возможностей языка, из-за вероятности возникновения трудноустраняемых ошибок.

Простейшие операции

var totalFingers  = foots*fingersOnTheFoot + hands*fingersOnTheHand  //сколько всего пальцев на ногах и руках? 
var numberOfLimbs = totalFingers / fingersOnTheHand                  //сколько у человека конечностей?  
var numberOfHands = numberOfLimbs - foots                            //сколько у человека рук? 

var numberOfOnes  = 753 % 10                                         //количество единиц в числе 753


var Monday        = 0;						     //программисты считают с нуля

var Tuesday       = Monday;					     
Tuesday++; 							     //инкремент, т. е. увеличение на 1	

var Wednesday     = Tuesday;
Wednesday        += 1;                                               //инкремент по-другому
var Saturday      = 5;

var nextMonthWeekDay = ((31 % 7) + Saturday) % 7                     //в какой день недели будет следующее 1е число, 
                                                                     //если в этом месяце 31 день и начался этот месяц 
                                                                     //в субботу?

Выражения

Выражением называется часть кода программы, которая при выполнении подменяется результатом (значением) её вычисления.

var a = 5
var b = 10
var c = a + b //эти две строки равнозначны
    c = 15    //


var alphabet             = "abcdefghijklmnopqrstuvwxyz" //строка с алфавитом
var alphabet2            = "abcdefghijklm"  + "nopqrstuvwxyz" //строка с алфавитом
var alphabet3            = "abcdef" + "ghijklmnopqr" + "stuvwxyz" //строка с алфавитом

Первая программа.

В качестве первой программы мы сделаем конвертер валют, который в цикле спрашивает сумму, конвертирует и выводит сумму в другой валюте.

var USD2UAH = 27; //курс
var usdValue;     //объявление переменной для результата

do{                                                   //цикл
	var uahValue = prompt("Введите сумму в грн.",""); //просим пользователя ввести сумму
	usdValue     = uahValue / USD2UAH;                //переводим по курсу
	alert("$ " + usdValue);                           //выводим сумму в долларах
}while(uahValue !== null)                             //пока пользователь не нажмет отмену

Домашнее задание №1

  1. Нарисовать простейшую блок-схему приготовления чая "из пакетика".
  2. Нарисовать блок-схему программы обмена валют
  3. Написать отзывы о конвертере: список того, что нравится, что не нравится, что, по вашему мнению, можно улучшить.
  4. Подготовить список вопросов обо всем, что было за урок непонятного.
  5. Поискать разные онлайн-среды для работы в JS, попробовать их, сравнить с Developer Tools
  6. Все списки и блок-схемы оформить в электронном виде и прислать преподавателю на почту или в скайп.

7. Ознакомиться с правилами для студентов.

  1. Прийти на следующий урок :)