Браузер на обычном компьютере или ноутбуке содержит в себе средства отладки вида страницы (HTML/CSS) и сопутствующего JS-кода. Эти средства называются Developer Tools и вызываются по F12 Ctrl-Shift-I или Правая Кнопка->Посмотреть код элемента на странице.
Developer Tools содержит в себе множество средств отладки кода. Для хорошего понимания управляющих конструкций (условий и циклов) полезно разобраться с пошаговой отладкой - выполнением кода по шагам. Это позволяет увидеть, какие блоки кода выполняются или не выполняются в условных операторах и каковы значения переменных в каждый момент времени выполнения кода.
Для начала пошаговой отладки устанавливается точка останова - строка кода, с которой обычный режим выполнения прерывается и начинается отладка по шагам. В Developer Tools найдите вкладку Source, в ней свой файл c кодом, и кликните на номере нужной строки слева от текста кода.
Если вы используете repl.it, другие онлайн-IDE или console, то у вас будут определенные сложности с нахождением
вашего кода и строки в нём. Поэтому вы можете вставить ключевое слово debugger
в ваш код - это работает так же, как точка останова на
строке в Developer Tools.
Пошаговая отладка позволяет детально заглянуть в процесс выполнения вашего кода - вы можете узнать всё ли работает так, как нужно, в любой строке и таким образом упростить поиск логических ошибок в коде. Основные операции:
debugger
в коде.Очень удобно использовать консоль и пошаговую отладку одновременно. Консоль предоставляет все переменные и их текущие значения, которые сейчас есть в отлаживаемом коде, таким образом вы можете поэкспериментировать с этими значениями и, например, запустить из консоли следующий проблемный оператор в коде или его часть для нахождения логической ошибки.
Вы всегда можете добавить console.log
в место, где хотите получить информацию о состоянии программы. Этот способ хорош как дополнение к остальным.
Так же вы можете написать определенное условие для отладки, вставить в него console.log
и поставить точку останова.
В любой момент вы можете выключить ту или иную часть кода, не стирая её с помощью синтаксиса комментариев.
var a = b + 5;
//a += prompt(); //однострочный комментарий, временно "выключаем" ввод пользователя.
//console.log(a); //выключенный отладочный вывод, что бы не мозолил глаза, пока не нужен
var c = somePerfectFunction(a) //функция работает хорошо
/* if (blahala){
asdfasdf
explodeMoon()
*/ //многострочный комментарий с большим куском кода, выключен потому что в нём куча ошибок.
Поиграться с вашим ДЗ, добавив туда точки останова, и посмотреть, чему равны переменные и как ведут себя if
и switch
в зависимости от значения
переменных. Отладьте задание о логине и пароле в ДЗ.
Цикл - последовательность операторов, которая повторяется.
Цикл состоит из:
Однократное выполнение тела цикла называется итерацией.
break
и continue
.Эти ключевые слова применяются в теле и позволяют изменять логику работы цикла:
break
обрывает выполнение цикла в любом месте тела - программа продолжается после цикла;continue
обрывает выполнение текущей итерации и начинает следующую итерацию.while
Цикл while
выполняется, пока условие истинно и прекращает свое выполнение как только условие становится ложно:
var password = '';
var rightPassword = 'qwerty';
while (password != rightPassword){ //Пока пароль не равен верному...
password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
} //возвращаемся на while (....)
Цикл while
в некотором смысле схож с if
- тело выполняется если условие верно; однако if
выполняет тело однократно, а while
выполняет
тело пока условие верно.
break
var password = '';
var rightPassword = 'qwerty';
while (password != rightPassword){ //Пока пароль не равен верному...
password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
if (password == null){ //пользователь нажал отмену...
break; //прерываем цикл
}
}
continue
var user = '';
var rightUser = 'admin';
var password = '';
var rightPassword = 'qwerty';
while (user != rightUser || password != rightPassword){ //Пока пользователь не равен верному или пароль не равен верному...
user = prompt('Введите имя пользователя:', ''); //спрашивать пользователя
if (user != rightUser){ //нет смысла спрашивать пароль, если пользователь неверный, поэтому...
continue; //новая итерация.
}
password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
}
do ... while
Этот цикл называется циклом с постусловием, то есть проверка условия выхода из цикла происходит не перед а после выполнения тела цикла. Таким образом,
цикл с постусловием выполняется хотя бы один раз. Для нашего примера этот цикл подходит лучше, чем обычный while
. Почему?
var password = '';
var rightPassword = 'qwerty';
do{
password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
}while (password != rightPassword) //Пока пароль не равен верному...
for
Это самый сложный и мощный цикл, в синтаксисе заголовка которого, кроме условия, присутствуют еще и другие операции:
while
)В общем виде цикл for
выглядит так:
for (init1,init2,...;condition;iter1,iter2...){
....
}
Где:
initN
- это те или иные инициализирующие операторы, которые выполняются перед началом выполнения циклаcondition
- условие продолженияiterN
- операции, выполняющиеся после какждой итерацииfor (var i=0;i<10;i++){
console.log(i);
}
Этот цикл считает от 0 до 9, каждую итерацию выводя значения i в консоль. Вопрос: чему будет равен i после цикла?
var letters = "abcdefghij";
for (var i=0;i<10;i++){
console.log(i + ":" + letters[i]);
}
Обратите внимание на работу со строкой как с массивом.
Напишите аналогичный цикл while
for (var i=10,str="";i>0;i--,str+="#"){
console.log(i, str);
}
Вопрос: чему будет равен i и str после цикла?
Напишите аналогичный цикл while
Таким образом становится ясно, что for
- не более чем сокращенная форма while
, или, другими словами, синтаксический сахар.
Циклы могут быть вложенными, т. е. исполняться один внутри другого. В таком случае на каждую итерацию внешнего цикла приходятся все итерации вложенного. Такие циклы часто употребляются для работы с дву- и более мерными данными или отображениями (таблицы, картинки, массивы и так далее)
Например:
var i = 'a';
var str = "";
for (j=0;j<10;j++){
str += i;
}
console.log(str);
Таким образом мы можем создать строку любой длины с любым символом. А теперь оборачиваем этот цикл внешним:
for (var i=0;i<10;i++){
var str = "";
for (j=0;j<10;j++){
str += i;
}
console.log(str);
}
Напишите вложенный цикл, который будет создавать HTML для таблицы умножения. Используйте тэги table
, tr
, td
. Таблица должна создаваться в
строковой переменной. Для вывода этой переменной используйте document.write
.
Пример:
0 | 1 | 2 |
---|---|---|
1 | 1 | 2 |
2 | 2 | 4 |
Таблица выше создается с помощью следующего синтаксиса HTML. Для проверки вы просто можете скопировать этот HTML в какой-то файл .html и пробовать
открыть его в браузере. Или же присвоить его какой-то строковой переменной (str
) и попробовать вывести в окно браузера: document.write(str)
. Так же
можно попробовать его в repl.it или jsfiddle.
<table>
<tr>
<td>0</td>
<td>1</td>
<td>2</td>
</tr>
<tr>
<td>1</td>
<td>1</td>
<td>2</td>
</tr>
<tr>
<td>2</td>
<td>2</td>
<td>4</td>
</tr>
</table>
То есть, таблица начинается с тэга <table>
и заканчивается парным тэгом </table>
. Каждая строка начинается с тэга <tr>
и заканчивается парным
закрывающим тэгом </tr>
. Каждая ячейка в строке начинается тэгом <td>
и заканчивается парным закрывающим тэгом </td>
. Между парой тэгов <td>
и
</td>
находится текст, который отображается в ячейке.
Используя вложенные циклы и строковую конкатенацию (str += "то, что надо добавить к строке"
) сделайте код, который генерирует таблицу умножения.
Для вывода таблицы используйте document.write(str)
.
Массив - это упорядоченная структура данных, состоящая из нумерованных ячеек. Нумерация идет от 0. Например строка (String
) - массив символов.
Доступ к ячейкам массива происходит по её номеру в квадратных скобках:
var myName = "asmer"
myName[0]
myName[4]
myName.length
Для оперирования с массивами зачастую используются циклы.
Выведите какую-либо строку побуквенно, используя цикл for
. Длина массива или строки находится в свойстве length
.
Массивы можно определять несколькими способами
var oopWay = new Array(1,2,3);
var inlineWay = ["some", "other", "array'"];
В общем те же самые, что и с обычными переменными. Просто не забудьте добавить квадратные скобки и индекс (номер элемента):
var oopWay = new Array(1,2,3);
var inlineWay = ["some", "other", "array'"];
oopWay[0]++
oopWay[2] = oopWay[0] - oopWay[1]
inlineWay[3] = inlineWay[0] + inlineWay[1] + inlineWay[2]
Для обхода всего массива используйте цикл for
:
for (var i=0;i<arr.length;i++){
//какие-то операции с arr[i]
console.log(arr[i])
}
Перепишите
inlineWay[3] = inlineWay[0] + inlineWay[1] + inlineWay[2]
так, что бы можно было сконкатенировать массив с любым количеством элементов, используя цикл for
.
В отличие от всех тех типов, которые вы видели ранее, массивы ведут себя как полноценные объекты. Это значит, что при присвоении переменных, содержащих массив, создание нового массива не происходит, и переменная ссылается на тот же массив:
a = b = [1,2,3]
//[1, 2, 3]
a == b
//true
a[0] = 500
//500
a
//[500, 2, 3]
b
//[500, 2, 3]
Для создания копии массива (чего обычно ожидают от присвоения), существует метод slice
:
a = b.slice()
//[500, 2, 3]
a
//[500, 2, 3]
a[0] = 1
//1
b
//[500, 2, 3]
a
//[1, 2, 3]
a == b
//false
Однако копия не равна оригиналу несмотря на одинаковое содержимое:
a
//[1, 2, 3]
b
//[500, 2, 3]
b[0] = 1
//1
b
//[1, 2, 3]
a == b
//false
Пустой массив равен false:
[] == false
//true
!![]
//true эта проверка не работает для объектов, кроме null
false == []
//true
[] == []
//false ведь это два разных массива