|
@@ -0,0 +1,343 @@
|
|
|
+# Вложенные декларативные структуры и код в них. Отображение циклических и древовидных структур. Циклы.
|
|
|
+
|
|
|
+## HTML
|
|
|
+
|
|
|
+**HTML** - древовидная структура данных. Сегодня мы научимся оперировать схожими структурами в **JS**.
|
|
|
+
|
|
|
+## Array
|
|
|
+
|
|
|
+Вы уже знакомы с массивами. Декларативно массивы создаются с помощью `[]`. Каждый элемент массива отделен от соседнего с помощью запятой (`,`):
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var arr1 = [0,1,2];
|
|
|
+var arr2 = ["какие-то","плохие", "слова"];
|
|
|
+var arr3 = [[0,1,2], [0,2,4], [0,3,6]];
|
|
|
+```
|
|
|
+`[]` - это выражение, которое вычисляется в значения типа "массив".
|
|
|
+
|
|
|
+В качестве элемента массива может быть значение любого типа данных **JS**.
|
|
|
+
|
|
|
+> Какие можно сделать выводы, исходя из последнего выражения. Что именно можно писать в коде в качестве элементов массива?
|
|
|
+
|
|
|
+## Object
|
|
|
+
|
|
|
+Как и массивы, объекты можно создавать декларативно:
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var notebook = {
|
|
|
+ brand: "HP",
|
|
|
+ type: "440 G4",
|
|
|
+ model: "Y7Z75EA",
|
|
|
+ ram: 4
|
|
|
+ size: "14",
|
|
|
+ weight: 1.8,
|
|
|
+ resolution: {
|
|
|
+ width: 1920,
|
|
|
+ height: 1080
|
|
|
+ },
|
|
|
+};
|
|
|
+
|
|
|
+var phone = {
|
|
|
+ brand: "meizu",
|
|
|
+ model: "m2",
|
|
|
+ ram: 2,
|
|
|
+ color: "black"
|
|
|
+};
|
|
|
+
|
|
|
+var person = {
|
|
|
+ name: "Donald",
|
|
|
+ surnam: "Trump"
|
|
|
+}
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+В качестве ключа в объектах используется строка, или значение, приведенное к строке. В качестве значения, как и в массиве - любое значение любого типа данных **JS**
|
|
|
+
|
|
|
+> Какие можно сделать выводы, исходя из последнего выражения. Что именно можно писать в коде в качестве элементов объекта?
|
|
|
+
|
|
|
+## Древовидные структуры данных.
|
|
|
+
|
|
|
+Как видно в примере выше, объект или массив может в качестве элемента иметь значение любого типа данных, в том числе другой объект или массив. Всё вместе это организовывает структуру данных, схожую с **HTML**, однако в другом синтаксисе:
|
|
|
+
|
|
|
+```html
|
|
|
+ <body>
|
|
|
+ <div>
|
|
|
+ <span>Enter a data please:</span><br/>
|
|
|
+ <input type='text' id='name'>
|
|
|
+ <input type='text' id='surname'>
|
|
|
+ </div>
|
|
|
+ <div>
|
|
|
+ <button id='ok'>OK</button>
|
|
|
+ <button id='cancel'>Cancel</button>
|
|
|
+ </div>
|
|
|
+ </body>
|
|
|
+```
|
|
|
+> Сформируйте структуру данных **JS**, которая содержит информацию о **HTML** выше.
|
|
|
+> Создайте объект, используя `prompt` и `confirm` для значений тех или иных полей.
|
|
|
+
|
|
|
+## Структуры данных, присвоение, ссылки и значения
|
|
|
+
|
|
|
+Объекты и массивы при присвоении **не** копируются. Просто другая переменная связывается с *тем же* значением, что первая:
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var a = [5],b;
|
|
|
+b = a;
|
|
|
+b[0] *=2;
|
|
|
+
|
|
|
+alert(b[0] != a[0] ? "b - не a" : "b - это a");
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var a = 5,b;
|
|
|
+b = a;
|
|
|
+b *=2;
|
|
|
+alert(b != a ? "b - не a" : "b - это a");
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+В определенных ситуациях (обычно когда вы хотите что-то поменять в объекте, но хотите сохранить "оригинальный" объект) это мешает. Но, с другой стороны, это позволяет делать циклические ссылки в объектах.
|
|
|
+
|
|
|
+> Укажите у человека его гаджеты в отдельных полях. Задайте гаджетам владельца. Как это сделать?
|
|
|
+> Можно ли задать циклические ссылки при декларативном описании массивов или объектов?
|
|
|
+> Сделайте объект или массив с единственным элементом со ссылкой на самого себя.
|
|
|
+
|
|
|
+## Императивный подход к созданию сложных структур данных
|
|
|
+
|
|
|
+### Массивы.
|
|
|
+
|
|
|
+Как уже было показано, вы можете задавать значение для элементов массива через присвоение с использованием индекса:
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var arr = [];
|
|
|
+arr[0] = 5;
|
|
|
+arr[1] = 10;
|
|
|
+arr[2] = 15;
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+Обратите внимание, что индекс в `[]` является **выражением**, то есть вы вольны в использовании любых переменных, математических операций, функций и всего того, что можно использовать в выражениях.
|
|
|
+> asdf
|
|
|
+
|
|
|
+### Объекты
|
|
|
+
|
|
|
+Объекты схожи с массивами, только в качестве индекса используется строка, а не положительное целочисленное значение
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var arr = {};
|
|
|
+arr["first"] = 5;
|
|
|
+arr["second"] = 10;
|
|
|
+arr["third"] = 15;
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+Или так:
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var arr = {};
|
|
|
+arr.first = 5;
|
|
|
+arr.second = 10;
|
|
|
+arr.third = 15;
|
|
|
+```
|
|
|
+однако в последнем случае вы не можете использовать выражения в качестве ключей.
|
|
|
+
|
|
|
+> Сделайте добавление нескольких элементов массива императивно, занося в массив значения, полученные с помощью `prompt`
|
|
|
+> Сделайте добавление нескольких элементов массива императивно с помощью **синтаксически одинакового кода** для каждого элемента.
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
+## Циклы.
|
|
|
+
|
|
|
+**Цикл** - последовательность операторов, которая повторяется.
|
|
|
+
|
|
|
+**Цикл** состоит из:
|
|
|
+- тела цикла, т. е. блока кода, который повторяется,
|
|
|
+- условия, которое проверяется перед очередным повтором цикла.
|
|
|
+
|
|
|
+Однократное выполнение тела цикла называется **итерацией**.
|
|
|
+
|
|
|
+### Ключевые слова `break` и `continue`.
|
|
|
+
|
|
|
+Эти ключевые слова применяются в теле и позволяют изменять логику работы цикла:
|
|
|
+
|
|
|
+- `break` обрывает выполнение цикла в любом месте тела - программа продолжается после цикла;
|
|
|
+- `continue` обрывает выполнение текущей *итерации* и начинает следующую итерацию.
|
|
|
+
|
|
|
+### Цикл `while`
|
|
|
+
|
|
|
+Цикл `while` выполняется, пока условие истинно и прекращает свое выполнение как только условие становится ложно:
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var password = '';
|
|
|
+var rightPassword = 'qwerty';
|
|
|
+
|
|
|
+while (password != rightPassword){ //Пока пароль не равен верному...
|
|
|
+ password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
|
|
|
+} //возвращаемся на while (....)
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+Цикл `while` в некотором смысле схож с `if` - тело выполняется если условие верно; однако `if` выполняет тело однократно, а `while` выполняет
|
|
|
+тело *пока* условие верно.
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
+#### `break`
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var password = '';
|
|
|
+var rightPassword = 'qwerty';
|
|
|
+
|
|
|
+while (password != rightPassword){ //Пока пароль не равен верному...
|
|
|
+ password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
|
|
|
+ if (password == null){ //пользователь нажал отмену...
|
|
|
+ break; //прерываем цикл
|
|
|
+ }
|
|
|
+}
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+#### `continue`
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var user = '';
|
|
|
+var rightUser = 'admin';
|
|
|
+var password = '';
|
|
|
+var rightPassword = 'qwerty';
|
|
|
+
|
|
|
+while (user != rightUser || password != rightPassword){ //Пока пользователь не равен верному или пароль не равен верному...
|
|
|
+ user = prompt('Введите имя пользователя:', ''); //спрашивать пользователя
|
|
|
+ if (user != rightUser){ //нет смысла спрашивать пароль, если пользователь неверный, поэтому...
|
|
|
+ continue; //новая итерация.
|
|
|
+ }
|
|
|
+ password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
|
|
|
+}
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+> сделайте циклическое наполнение массива, используя код из задания с **синтаксически одинаковым кодом**.
|
|
|
+
|
|
|
+### Цикл `do ... while`
|
|
|
+
|
|
|
+Этот цикл называется циклом с *постусловием*, то есть проверка условия выхода из цикла происходит не *перед* а *после* выполнения тела цикла. Таким образом,
|
|
|
+цикл с *постусловием* выполняется **хотя бы один раз**. Для нашего примера этот цикл подходит лучше, чем обычный `while`. Почему?
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var password = '';
|
|
|
+var rightPassword = 'qwerty';
|
|
|
+
|
|
|
+do{
|
|
|
+ password = prompt('Введите пароль:', ''); //спрашивать пароль
|
|
|
+}while (password != rightPassword) //Пока пароль не равен верному...
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+### Цикл `for`
|
|
|
+
|
|
|
+Это самый сложный и мощный цикл, в синтаксисе заголовка которого, кроме условия, присутствуют еще и другие операции:
|
|
|
+- инициализация, т. е. то, что делается перед началом цикла
|
|
|
+- условие продолжения (как в `while`)
|
|
|
+- операции, которые выполняются после каждой итерации
|
|
|
+
|
|
|
+В общем виде цикл `for` выглядит так:
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+for (init1,init2,...;condition;iter1,iter2...){
|
|
|
+....
|
|
|
+}
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+Где:
|
|
|
+- `initN` - это те или иные инициализирующие операторы, которые выполняются *перед* началом выполнения цикла
|
|
|
+- `condition` - условие продолжения
|
|
|
+- `iterN` - операции, выполняющиеся после какждой *итерации*
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+for (var i=0;i<10;i++){
|
|
|
+ console.log(i);
|
|
|
+}
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+Этот цикл считает от 0 до 9, каждую итерацию выводя значения i в консоль.
|
|
|
+**Вопрос**: чему будет равен i после цикла?
|
|
|
+
|
|
|
+> сделайте циклическое наполнение массива, используя код из задания с **синтаксически одинаковым кодом**.
|
|
|
+
|
|
|
+> Напишите аналогичный цикл `while`
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+for (var i=10,str="";i>0;i--,str+="#"){
|
|
|
+ console.log(i, str);
|
|
|
+}
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+**Вопрос**: чему будет равен i и str после цикла?
|
|
|
+> Напишите аналогичный цикл `while`
|
|
|
+
|
|
|
+Таким образом становится ясно, что `for` - не более чем сокращенная форма `while`, или, другими словами, *синтаксический сахар*.
|
|
|
+
|
|
|
+### Вложенные циклы
|
|
|
+
|
|
|
+**Циклы** могут быть *вложенными*, т. е. исполняться один внутри другого. В таком случае на **каждую** *итерацию* внешнего цикла приходятся *все* *итерации*
|
|
|
+вложенного. Такие циклы часто употребляются для работы с дву- и более мерными данными или отображениями (таблицы, картинки, массивы и так далее)
|
|
|
+
|
|
|
+Например:
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var i = 'a';
|
|
|
+var str = "";
|
|
|
+for (j=0;j<10;j++){
|
|
|
+ str += i;
|
|
|
+}
|
|
|
+console.log(str);
|
|
|
+```
|
|
|
+Таким образом мы можем создать строку любой длины с любым символом. А теперь оборачиваем этот цикл внешним:
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+for (var i=0;i<10;i++){
|
|
|
+ var str = "";
|
|
|
+ for (j=0;j<10;j++){
|
|
|
+ str += i;
|
|
|
+ }
|
|
|
+ console.log(str);
|
|
|
+}
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+> Напишите вложенный цикл, который будет создавать HTML для таблицы умножения. Используйте тэги `table`, `tr`, `td`. Таблица должна создаваться в строковой переменной. Для вывода этой переменной используйте `document.write`.
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
+## Массивы
|
|
|
+
|
|
|
+**Массив** - это упорядоченная структура данных, состоящая из нумерованных ячеек. Нумерация идет от 0. Например строка (`String`) - массив символов.
|
|
|
+Доступ к ячейкам массива происходит по её номеру в квадратных скобках:
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var myName = "asmer"
|
|
|
+myName[0]
|
|
|
+myName[4]
|
|
|
+myName.length
|
|
|
+```
|
|
|
+Для оперирования с массивами зачастую используются циклы.
|
|
|
+
|
|
|
+> Выведите какую-либо строку побуквенно, используя цикл `for`. Длина массива или строки находится в свойстве `length`.
|
|
|
+
|
|
|
+### Определение массива
|
|
|
+
|
|
|
+Массивы можно определять несколькими способами
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var oopWay = new Array(1,2,3);
|
|
|
+var inlineWay = ["some", "other", "array'"];
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+### Операции с элементами массива
|
|
|
+В общем те же самые, что и с обычными переменными. Просто не забудьте добавить квадратные скобки и индекс (номер элемента):
|
|
|
+
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+var oopWay = new Array(1,2,3);
|
|
|
+var inlineWay = ["some", "other", "array'"];
|
|
|
+
|
|
|
+oopWay[0]++
|
|
|
+oopWay[2] = oopWay[0] - oopWay[1]
|
|
|
+inlineWay[3] = inlineWay[0] + inlineWay[1] + inlineWay[2]
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+Для обхода всего массива используйте цикл `for`:
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+for (var i=0;i<arr.length;i++){
|
|
|
+ //какие-то операции с arr[i]
|
|
|
+ console.log(arr[i])
|
|
|
+}
|
|
|
+```
|
|
|
+
|
|
|
+#### Задание
|
|
|
+Перепишите
|
|
|
+```javascript
|
|
|
+inlineWay[3] = inlineWay[0] + inlineWay[1] + inlineWay[2]
|
|
|
+```
|
|
|
+так, что бы можно было сконкатенировать массив с любым количеством элементов, используя цикл `for`.
|