# DOM, замыкания и функциональное ООП. ## Введение в **DOM**. **DOM** (*Document Object Model*) - внутренние объекты и функции *браузерного* **JS**, которые позволяют работать с деревом тэгов текущей загруженной страницы. **JS** через это **API** имеет полный доступ ко всему тому, что есть в HTML и CSS. ### Корень Корнем дерева элементов **DOM** является объект `document` ### Поиск элементов Что бы найти элемент, нужно обратится к методу `document`, или любого другого элемента, в который нужно что-то найти: ```javascript var el = document.getElementById("someId"); //обратите внимания, без # var el2 = document.querySelector("#someId"); //поиск по любому селектору, аналог jQuery var el3 = document.querySelectorAll("a"); //поиск всех тэгов a ``` ### Создание элементов **DOM** ```javascript document.createElement("a"); //обратите внимание, без <> ``` Добавление элементов: ```javascript var tr = document.createElement("tr"); var td = document.createElement("td"); var td2 = document.createElement("td"); tr.appendChild(td); //добавление ячейки в конец строки таблицы. tr.insertBefore(tr.childNodes[0],td2); //добавление ячейки перед первой ячейкой (в самое начало строки таблицы) ``` Ссылка на родительский элемент находится в свойстве `parentElement`: ```javascript tr.childNodes[0].parentElement == tr ``` ### Свойства объектов или наборов объектов элементов в **DOM** - `value` - **свойство** а не функция для значения поля ввода. - `attributes` - объект `attributes` с атрибутами html-тэга. Также есть 4 функции для работы с атрибутами: - `hasAttribute` - проверка на наличие атрибута - `getAttribute` - чтение - `setAttribute` - запись - `removeAttribute` - удаление - `style` - объект стиля элемента - `innerHTML` - строка вложенного HTML в элементе. - `innerText` - строка вложенного текста в элементе. ### События Каждый элемент **DOM** содержит множество свойств `on...`, в которые вы можете занести тот или иной обработчик события: ```javascript document.onmousemove = function(){ document.write("mouse move
"); } ``` Так же можно добавлять обработчики используя метод элемента `addEventListener`: ```javascript document.addEventListener("mousemove",function(){ document.write("mouse move
"); }); ``` ### Нюансы #### Элемент в дереве может встречаться только один раз. Вы не можете вставить элемент дважды в дерево. Если вы хотите создать копию элемента в вашем DOM-дереве, используйте `cloneNode`. #### HTML/CSS Всё, что вы видели в HTML/CSS может быть установлено как свойства объекта-узла DOM и тут же будет отображено в браузере #### `children` и `childNodes` - Узлами (`Node`) может быть любой текст в HTML, в том числе обычный текст и тот или иной тэг. Дочерние элементы каждого элемента находятся в **псевдомассиве** `childNodes` - В **псевдомассиве** `children` находятся только дочерние узлы-тэги, но без обычного текста. ![например](http://shots.asmer.org.ua/2017_10_12__17_50_35.png) > **Задание** > Сделайте любое предыдущее задание по конструированию **HTML** используя **DOM**, а не конструирование строки. Проанализируйте отличия. ## Замыкания, приватные методы и данные. > One of the conclusions that we reached was that the "object" need not be a primitive notion in a programming language; one can build objects and their behaviour from little more than assignable value cells and good old lambda expressions. > > -— Guy Steele on the design of Scheme > Closures are one of those few curious concepts that are paradoxically difficult because they are so simple. Once a programmer becomes used to a complex solution to a problem, simple solutions to the same problem feel incomplete and uncomfortable. But, as we will soon see, closures can be a simpler, more direct solution to the problem of how to organise data and code than objects. > > -- Doug Hoyte Функция в **JS** находится сразу в двух контекстах: *динамическом* (`this`, значения параметров) и *лексическом* (переменные из более высоких областей видимости в **месте определения функции**). *Динамический контекст* - это контекст **вызова** функции - значение параметров и окружение на момент вызова; *лексический контекст* - контекст **определения** функции, её вложенности в другие области видимости, доступ к которым функция имеет и после окончания выполнения функций-владельцев этих областей видимости. ### makeAdder ```javascript function makeAdder(x){ function adder(y){ return x + y; } return adder } var add5 = makeAdder(5); var greeter = makeAdder("Hi, "); alert(add5(2)); alert(greeter("John")); ``` В примере выше `5`,`"Hi, "`, `2` и `"John"` находятся в динамическом контексте вызова функции. А вот значение `x` в `adder` находится в *лексическом* контексте. На момент запуска функций `add5` и `greeter` функции `makeAdder` уже давно отработали, однако значение `x` и область видимости продолжают присутствовать в функциях `add5` и `greeter`. Это называется **замыканием** - данные в локальной области видимости отработавшей функции и код, который использует эти данные впоследствии. В широком смысле **замыкание** является *объектом*, так как хранит в единой сущности код и данные. В контексте **JS** *замыкания* очень удобны для огораживания кода, сохранения состояния переменных "на будущее", для функций обратного вызова. Так же *замыкания* удобны для организации приватных полей у объектов **JS**. ### makeCounter ```javascript function makeCounter(){ var counter = 0; return function(){ return counter++; } } ``` Функция выше создает счетчик, значение которого можно узнать из возвращаемой анонимной функции. При этом счетчик увеличится на 1. Если расширить функционал данного примера для чтения и декремента счетчика, получим, например: ```javascript function makeCounter(){ var counter = 0; function inc(){ return counter++; } function dec(){ return counter--; } function read(){ return counter; } return [inc,dec,read]; } ``` Результатом выполнения `makeCounter` будет *массив функций*. Однако намного более наглядным будет создание именованного массива, т. е. объекта: ```javascript function makeCounter(){ var counter = 0; function inc(){ return counter++; } function dec(){ return counter--; } function read(){ return counter; } return {inc: inc, dec: dec, read: read}; } ``` > **Задание** > Используя событие `DOMContentLoaded` назначьте обработчик на клик на том или ином элементе, который будет считать и выводить в элемент **DOM** количество кликов.