# Javascript для PHP'истов Этот материал рассчитан на людей, которые уже знакомы с программированием на **PHP** и желают быстро разобраться с особенностями **Javascript**, без которого сейчас не обойдется ни один веб-программист. ## Отладка. В отличие от обычной для **PHP** ситуации: отсутствия отладчика, для **JS** в браузере есть отличная среда отладки. Доступен отладчик по **F12**, **Ctrl-Shift-I** или с помощью контекстного меню. **Developer Tools** содержит в себе множество средств отладки кода. Для хорошего понимания управляющих конструкций (**условий** и **циклов**) полезно разобраться с **пошаговой отладкой** - выполнением кода по шагам. Это позволяет увидеть, какие блоки кода выполняются или не выполняются в условных операторах и каковы значения переменных в каждый момент времени выполнения кода. Для начала пошаговой отладки устанавливается **точка останова** - строка кода, с которой обычный режим выполнения прерывается и начинается отладка по шагам. В **Developer Tools** найдите вкладку *Source*, в ней свой файл c кодом, и кликните на номере нужной строки слева от текста кода. Если вы используете [repl.it](http://repl.it), другие **онлайн-IDE** или **console**, то у вас будут определенные сложности с нахождением вашего кода и строки в нём. Поэтому вы можете вставить ключевое слово `debugger` в ваш код - это работает так же, как **точка останова** на строке в Developer Tools. ### Отладка по шагам. **Пошаговая отладка** позволяет детально заглянуть в процесс выполнения вашего кода - вы можете узнать всё ли работает так, как нужно, в любой строке и таким образом упростить поиск логических ошибок в коде. Основные операции: - **Step over next function call** (**F10**) - следующий шаг/оператор в вашем коде. После выполнения каждой команды вы можете ознакомится со значениями переменных, наведя на них курсор мыши, написав их в консоли, или же используя вкладку Watch - **Resume script execution** (**F8**) - переход из режима отладки по шагам в обычный режим выполнения кода. Таким способом вы пропускаете хорошо отлаженные части кода. Этот режим может быть прерван следующей **точкой останова** или ключевым словом `debugger` в коде. - **Step into next function call** (**F11**) - сделать следующий шаг *в функцию*, "зайти" в неё. - **Step out of current function** (**Shift-F11**) - следующий шаг *из* функции, выйти из функции на уровень, который функцию вызвал. ### Значение переменных и выражений - Вы можете узнать значение переменных, наведя на них курсор мыши - Вы можете узнать значение синтаксически верного выражения выделив его и наведя на него курсор мыши. Учтите, что при этом может быть вызвана та или иная функция и могут возникнуть побочные эффекты. ### Пошаговая отладка и консоль. Очень удобно использовать консоль и пошаговую отладку одновременно. Консоль предоставляет все переменные и их текущие значения, которые сейчас есть в отлаживаемом коде, таким образом вы можете поэкспериментировать с этими значениями и, например, запустить из консоли следующий проблемный оператор в коде или его часть для нахождения логической ошибки. ### Отладочный вывод Вы всегда можете добавить `console.log` в место, где хотите получить информацию о состоянии программы. Этот способ хорош как дополнение к остальным. Так же вы можете написать определенное условие для отладки, вставить в него `console.log` и поставить **точку останова**. ### Примеры ниже ...могут быть запущены в отладочном режиме по красной кнопке :-), если вы откроете **Developer Tools**. Без **Developer Tools** они тоже работают. ## Подключение "Корнем" **HTML**-документа является файл **html**, в котором указываются остальные части страницы - картинки, css, js файлы и код. ### Подключение отдельных файлов и библиотек ```html ``` ### Подключение кода inline. ```html ``` ## `use strict` Javascript-интерпретатор в браузере может работать в двух режимах: "обычном" и в "строгом": - **Обычный** режим предназначен для совместимости. - **Строгий** режим включает *современный* стандарт **Javascript** (ECMAScript 5 или новее) В зависимости от режима поведение интерпретатора может меняться. Далее это будет упоминаться в тех или иных моментах. По умолчанию интерпретатор работает в обычном режиме, для включение строгого режима используется *строка* `'use strict'` в начале **Javascript**-кода. ```javascript "use strict"; ``` или ```javascript 'use strict'; ``` ## Переменные и типы данных В отличие от **PHP**, **Perl** и **Shell**-интерпретаторов, с которых это и пошло, в **Javascript** переменные объявляются *без* знака `$`: ```javascript a = 5; ``` ```php $a = 5; ``` Такой код в обычном режиме **Javascript** декларирует *глобальную* переменную, которая становится полем объекта `window`, даже если переменная определена внутри функции: ```javascript a = 5; function b(){ a = 10; } b() alert(a); ``` Код выше аналогичен: ```php $a = 5; function b(){ global $a; $a = 10; } b(); echo($a); ``` Для декларации локальных переменных используется ключевое слово `var`. ```javascript a = 5; function b(){ var a = 10; } b(); alert(a); ``` Код выше аналогичен: ```php $a = 5; function b(){ $a = 10; } b(); echo($a); ``` > В **строгом** режиме определение переменных без `var` недопустимо и вызывает ошибку: ```javascript 'use strict'; var a = 5; //без var тут бы была ошибка function b(){ var a = 10; } b(); alert(a); ``` **Во избежание ошибок ВСЕГДА определяйте переменные через `var`**. ### Типы данных Основные типы данных в **JS** совпадают с типами данных **PHP**, за некоторыми исключениями: - Целые и дробные числа представлены едиными типом `Number` - Под "массивом" в **JS** подразумевается массив с целочисленными ключами. - Ассоциативные массивы и объекты - это одно и то же; - Для переменных без значения и значений отсутствующих ключей в ассоциативных массивах вместо PHP `NULL` используется аналогичный тип `undefined` - Так же существует тип `null`, который применяется программистами для задания "пустых" значений и/или в **DOM**. ## `;` В отличие от **PHP** и многих других языков с **C**-подобным синтаксисом, в **JS** точка с запятой *не является обязательной*, однако нужна в некоторых случаях, например при написании операторов в одну строку: ```javascript var a = 5 var b = 6 var c = "string" var d a ++; b += a; d = c + a; ``` **Во избежание ошибок просто добавляйте `;` "как обычно", в конце строки** ## Комментарии Как в PHP. ## Строки, переменные в них и конкатенация В отличие от **PHP**, в **JS** нет разницы между одинарными и двойными кавычками: ```javascript var a = "\n"; var b = '\n'; alert(a == b); ``` ```php $a = "\n"; $b = '\n'; echo (a == b); ``` В отличие от **PHP**, в **JS** нет подстановки переменных в строках в двойных кавычках: ```javascript var a = "\n"; alert("Тут нет a переноса a строк"); ``` ```php $a = "\n"; echo ("Тут есть $a перенос $a строки"); ``` Таким образом, для добавления значения переменной в строку надо использовать **конкатенацию** В отличие от **PHP**, в **JS** конкатенация делается с помощью оператора `+`, а не `.`: ```javascript var a = '\n'; alert("Тут есть" + a + "перенос" + a + "строки"); ``` ```php $a = "\n"; echo ("Тут есть" . $a . "перенос" . $a . "строки"); ``` ## `+` и динамическая типизация. Так как в **JS** нет отдельного оператора конкатенации (в **PHP** это `.`), то `+` между числами в строках может вас удивить: ![суть](https://pp.vk.me/c631923/v631923540/45dbe/uK3mUei6G5s.jpg) Для того что бы избежать подобных ситуаций, приводите числа в строках перед использованием в математических операциях: - `+"123"`. Простой и краткий способ для приведения строки к числу - `parseInt("123")` или `parseFloat("123.45")` работает схожим образом, однако обладает другими странностями и возможностями (например есть возможность задать систему счисления) ## Операторы, условия, циклы. ### Вызов функций Большинство кода состоит из тех или иных вызовов функций. В **JS** они выглядят почти так же: ```javascript alert("as in PHP"); alert("as in JS, without semicolon") ``` Во второй строке примера нет `;`, в этом невеликое отличие. ### Операторы В большинстве своем повторяют обычный набор **PHP**, **C**, **Java** и так далее (`+`, `-`, `*`, `/`, `%`, `++`, `--`, `+=` ...). В **JS** нет `and`, `or` и `not`, используйте `&&`, `||`, `!`. ### Условия `if` и `switch`. Работают аналогично **PHP**, однако не имеют своих длинных форм `if-endif` и `switch-endswitch`. Работают только обычные формы с фигурными скобками. ### Циклы #### `foreach` В **JS** нет `foreach`, однако есть форма `for`, схожая по функционалу: ```javascript var car = {brand: "Lada", 'model': "2101"}; for (var key in car){ alert(key + ": " + car[key]); } ``` ```php var $car = ["brand" => "Lada", "model" => "2101"]; foreach ($car as $key => $value){ echo("$key: $value"); } ``` Как можно заметить, при этом в цикле нет переменной со значенинем, а только с ключем, по которому можно в цикле получить значение из итерируемого массива. #### `for`, `while` и `do-while` работают так же как в **PHP**: ```javascript for (var i=0;i<10;i++){ console.log(i); } ``` ```php for ($i=0;$i<10;$i++){ echo $i; } ``` ## Типы данных и Объектная модель. ### Обращение к полям и методам объектов **JS** Аналогом `->` в **JS** является `.`. ### Всё является объектом Даже встроенные типы данных. Многие стандартные функции **PHP** в процедурном стиле являются методами объектов в **JS**. ### Числа. Кроме того, что целые и дробные числа объединены в единый тип `Number`, особых отличий с **PHP** нет: ```javascript console.log(1/0); //Infinity console.log(-1/0);//-Infinity console.log(1/"asdf");//NaN ``` ```php echo(1/0); //INF + исключение Division By Zero echo(-1/0);//-INF + исключение Division By Zero echo(1/"asdf");//INF + исключение Division By Zero ``` **PHP** при приведении к числу превращает некорректные строки в 0: ```php echo intval("aaa100500"); ``` **JS** в подобной ситуации возвращает `NaN`: ```javascript console.log(+"aaa100500"); ``` Также **JS** не выбрасывает исключение "Деление на ноль", а просто возвращает бесконечность. #### Число как объект С числами можно работать как с объектами: ```javascript console.log(5.123456.toFixed(2)); // "5.12" ``` Аналогично ```php echo(round(5.123456,2)); // 5.12 ``` Тем не менее, многие математические операции вынесены в глобальный объект-коллекцию `Math` (например, Math.round, Math.ceil, Math.random и другие) ### Строки Большинство строковых операций являются методами объекта-строки: ```javascript console.log("12345".length); //5 console.log("aBcDe".indexOf("D")); // 3 console.log("123string456".substr(3,6)); // "string" ``` ```php echo (strlen("12345")); //5 echo (strpos("aBcDe","D")); // 3 echo (substr("123string456",3,6)); // "string" ``` ### Boolean Работает почти как в **PHP**, однако: - в **JS** `true` и `false` регистрозависимы. В **PHP** допустимы `FALse` и `tRuE`. - При приведении к строке в **JS** получаются строки `"true"` и `"false"`, в **PHP** - `1` и пустая строка `""`. ### `undefined` Аналог `NULL` в **PHP**. В этом типе есть только одно значение - `undefined` ### `null` `null` - это "`undefined` для программиста", а не для интерпретатора. Так же используется в **DOM** для пустых/незаданных значений. ### Массивы